Christian Kurz in the News: Мужик пошел не тот – Itogi/Итоги

Кризис заставил российских мужчин пересмотреть систему ценностей: как уверяют социологи, за последний год почти в два раза уменьшилось число эгоцентриков, завзятых холостяков и тусовщиков. В то же время заметно меньше стало карьеристов и тех, кто стремится держать абсолютно все вокруг под контролем. Как следует из исследования “Discovery Species: Современный мужчина от А до Я”, проведенного в 21 стране среди мужчин в возрасте от 18 до 39 лет, сильный пол все больше приближается к тому идеалу, который выстроили себе женщины. Об этом в интервью “Итогам” рассказал директор по исследованиям на развивающихся рынках Discovery Networks EMEA Кристиан Курц (Christian Kurz).

Itogi/Итоги

– Чем вызваны столь заметные изменения – неужели финансовый кризис повлиял?

– Да, мы думаем, что именно кризис заставил мужчин пересмотреть ценности и задуматься, чего же они действительно хотят от жизни. Для многих карьерный рост отошел на второй план – работа стала в большей степени просто способом зарабатывания денег, к ней стали относиться циничнее. Зато интерес сдвинулся в сторону семейных ценностей, социальной жизни, друзей и близких. В общем, в те области, которые мужчины могут контролировать и в которых могут реализоваться – в отличие от работы, которая стала малопредсказуемой сферой. Заметно уменьшилась группа так называемых обремененных обязательствами, то есть тех, кто находится под давлением ответственности, кого страшит внешний мир и происходящие в нем перемены. Они, а также многие карьеристы и эгоцентрики, перешли в категорию, которую мы называем “современные и на шаг впереди” (по данным 2009 года, к этому типу принадлежит 53 процента российских мужчин). Таких людей отличает современный взгляд на гендерные роли и отцовство, они легко приспосабливаются к переменам в обществе. Интересно, что в предыдущем исследовании 2008 года был такой подтип – “лучший по всем статьям”: это мужчины, которые хотели, чтобы у них везде все получалось – и в работе, и в семье. Теперь этот подтип практически исчез. Произошло распределение – или больше уходят в карьеру и стремятся быть лучшими там по всем статьям, или же концентрируются на эмоциональной сфере жизни. Будем надеяться, что кризис проходит, но тем не менее эти изменения в обществе могут закрепиться и продолжиться. Интересно к тому же, что этот процесс в России проявляется наиболее явно – по показателям увеличение категории “современный и на шаг впереди” заметно выше, чем в среднем по Европе.

– Чем это объясняется?

– Думаю, тем, что в России кризис проявился быстрее и глубже, потому и реакция острее. В Норвегии, например, где кризис практически незаметен и изменений в обществе почти не произошло, реакция людей тоже оказалась незначительной. Но у европейцев и россиян теперь больше общего, чем раньше. Хотя кое в чем есть существенные различия. Например, мы были удивлены, что российские мужчины очень увлекаются техническими новинками – они абсолютные эксперты. Первыми интересуются и покупают модные гаджеты. Они не просто любят всякие технические штуки как новые блестящие игрушки. Нет, они увлекаются ими, потому что это помогает улучшить качество жизни, держать под контролем различные ее сферы (особенно это характерно для типа “современный и на шаг впереди”). Один из респондентов сказал так: “В моем коммуникаторе работа, расписание, я могу в любой момент посмотреть, где есть пробки, и он напоминает мне, когда нужно забрать ребенка из детского сада”. Правда, есть другой тип мужчин (“обремененные обязательствами”), который опасается технических новинок, они вызывают у них страх и беспокойство. Но мужчин такого типа в России становится заметно меньше.

– И тем не менее российские женщины упорно сравнивают россиян с европейцами, почему-то считая, что те более ориентированы на семью. А наши мужчины, мол, если успешны, то становятся карьеристами. Или же, если им не удается достичь успеха, то опускают руки и падают на дно. Сплошные крайности – золотой середины просто не найти!

– Во всех странах у женщин много претензий к мужчинам, и наоборот. Например, в исследовании двухлетней давности выяснилось, что в Великобритании и Франции мужчины-“эгоцентрики” самая распространенная группа. Многих женщин шокировал такой результат, они возмутились: а как же мы?.. А в северных странах, в России и еще в Южной Африке уже тогда преобладал тип “современный и на шаг впереди”. А это значит, что там больше мужчин, умеющих совмещать в своей жизни все основные сферы реализации. Наше исследование показывает, что россиян, которые находят разумный баланс, становится все больше. Интересно, что увеличилось число представителей сильного пола, которые воспринимают себя как сбалансированную личность. И хотя, может быть, окружающие женщины так не думают, это все равно положительная тенденция. Русские мужчины вообще очень гибкие, открыты миру, готовы принимать все новое. Исследование показало, что они позитивны, с оптимизмом смотрят в будущее и не оглядываются в прошлое. Российское общество пережило столько изменений за короткий срок, что от мужчин потребовалось умение быстро адаптироваться. И они среагировали так: о’кей, я не могу сейчас заниматься интересной для меня работой, значит, буду зарабатывать деньги, а потом, может быть, вернусь к тому, что мне интересно. Если сегодня не реализуюсь в работе, буду заниматься семьей.

– Вообще-то считается, что российские мужчины избалованы обилием красивых женщин и прекрасно себя чувствуют вне семьи. Выходит, это не совсем так?

– В России действительно много красивых женщин! Но значит ли это, что российские мужчины избалованны? Думаю, дело в том, что срабатывает общая тенденция: время вступления в брак отодвигается на более поздний возраст. И хотя Россия по-прежнему остается одной из стран, в которых люди довольно рано женятся (по сравнению со среднеевропейскими показателями), у вас все идет к тому, чтобы вступать в брак позже. В результате в обществе возникает недопонимание. Например, мужчина-“эгоцентрик” может говорить, что не хочет связывать себя узами брака прямо сейчас, но это не значит, что он в прин-ципе не стремится создать семью. Как показало исследование, они думают о женитьбе, но тогда, когда уже смогут больше инвестировать в семью, начиная с финансов и заканчивая временем, – мужчина должен быть готов эмоционально участвовать в жизни семьи. Он может не обсуждать это с друзьями в баре, но мысли в голове у него есть, просто это отложенное желание. Ну и положительная новость для российских женщин в том, что в России, как мы видим, преобладает тип “современный и на шаг впереди” – эти мужчины ориентированы на семью.

– Всем известно, какое влияние на общество оказал феминизм. Этот тренд по-прежнему актуален в Европе?

– Те изменения, которые сейчас происходят, это, помимо всего прочего, реакция на новую роль женщины в обществе. Мужчины меняются вслед за ними. Если женщины стали больше работать, уделять внимание карьере и общественной жизни, то, соответственно, уделяют меньше времени семье. Кто-то должен восполнить этот пробел, и мужчины начинают заниматься тем, чего они не делали раньше. С другой стороны, это вызов: если женщины реализуются в новых для себя областях, то и мужчины хотят открывать для себя что-то новое. Интересно, что, занявшись несвойственными ему делами, сильный пол стал находить в них удовольствие. Выяснилось, например, что строить отношения с собственными детьми – это интересно! То же самое с приготовлением еды – по всей Европе, и в России в том числе, мужчины стали охотно готовить. По данным нашего исследования, 52 процента россиян в возрасте 25-29 лет готовят для себя и своих родных минимум раз в неделю, а у 58 процентов есть фирменное блюдо. Может быть, поначалу они вынужденно этим занялись, но потом обнаружили, что им это нравится. Теперь готовка стала способом реализовать себя, показать с новой стороны…

– Что хорошего в смешении социальных ролей? Разве институт брака не начинает рушиться, когда нет традиционной семьи?

– Да, в России это воспринимают как проблему. Но мир изменился, и сейчас в Европе есть целый спектр вариантов построения семьи, в том числе и с нестандартным распределением ролей. Каждая пара решает это для себя по-своему, находит собственный рецепт. Ключевое слово здесь – переговоры, умение искать компромисс. Особенно в этом сильны мужчины типа “современный и на шаг впереди”. Скорее всего, проблема появляется со стороны общества: традиционная семья рушится, и непонятно, что с этим делать. Стереотип пришел в конфликт с реальностью. Значит, в скором времени стереотип будет меняться.

– А почему вашему исследованию стоит доверять?

– Наш опрос проводился онлайн, люди отвечали на вопросы за компьютером, а не публично. В такой обстановке человек расположен отвечать так, как он в действительности думает, а не то, что положено, чего ждут, например, от настоящего мужчины. Ведь бывает, что он позиционирует себя как карьерист, а на самом деле таковым не является. Дополнительное исследование, которое было проведено среди молодых российских мужчин, показало, что 64 процента читают детям на ночь сказки. Я был поражен этими данными! Оказывается, они не такие мачо и карьеристы, какими хотят казаться. Видимо, обществу надо осознать и принять изменения, которые происходят. Мне кажется, то, чего хотят мужчины, приближается к тому, чего от них ждут женщины.

Advertisements